Рассмотрим принцип работы автоматического центробежного сцепления с помощью рисунка:
Вторичный вал клиноременного вариатора 2 (далее просто вал вариатора)
установлен на первичном валу редуктора 4 (далее просто вал редуктора)
на подшипниках 8, и благодаря этому два вала вращаются независимо друг
от друга в тот момент когда мотороллер не заведен или работает на
холостых оборотах. На валу вариатора установлена пластина 2 к которой
крепятся колодки 3 (с помощью втулок 7) с приклеенными к ним
асбестовыми накладками 5. Колодки прижимаются под действием пружин 6 в
направлении к центру вала вариатора. При определенных оборотах
двигателя, под воздействием центробежных сил, пружины разжимаются и
колодки 3 начинают двигаться в направлении, указанном стрелками с
буквой С. При этом накладки 5 плавно прижимаются к диску 1, который
жестко прикручен к валу редуктора 4, вал редуктора соединяется с валом
вариатора и они начинают вращаться синхронно.
Как же получается так, что мотороллер плавно трогается с места? Очень
просто. На оборотах двигателя, при которых мотороллер только начинает
трогаться с места, сила С показанная стрелками на рисунке еще не
велика, поэтому колодки проскальзывают (трутся) по диску 1, и он
начинает вращаться, но еще с меньшей скоростью чем вал вариатора. С
увеличением оборотов, когда эта сила возрастает, проскальзывание плавно
уменьшается и наступает момент, когда колодки 3 с накладками 5
прижимаются так сильно, что сцепляются жестко и обороты вторичного вала
вариатора 2 беспрепятственно передаются редуктору 4 и становятся
равными. А дальше уже вступает в работу редуктор.