Детская болезнь мопеда, или новый японский друг - Разное - Каталог статей - Скутеры Suzuki Sepia
Меню сайта
Вход

Опрос
Вам помог раздел "Диагностика Неисправностей"?


Всего ответов: 853
Поиск
Главная » Статьи » Разное

Детская болезнь мопеда, или новый японский друг
Рассмотрим классический пример - пересадка с "Верховины" (или иного подобного аппарата с мотором Ш-50) на среднестатистический скутер японского производства, привезенный из Японии. Как правило, это аппарат примерно начала-середины 90-х годов, рабочим объемом 49 куб.см., характерного японского дизайна (короткая база, маленькие колеса), сносного самочувствия и внешнего вида. 

Какие же подвохи подстерегают счастливого владельца, прежде никогда не ездившего ни на чем, кроме творений советской конструкторской мысли 60-х годов двадцатого века? 

Первая и самая приятная неожиданность - это совершенно необычайная, прямо-таки космическая мощность и фантастическая гибкость двигателя. Разумеется, по нашим, российским понятиям, ибо по иностранным быть иначе просто не может. Еще бы - раньше Вы мучили какой-то Д8 (1,2 л.с.), Ш50 (1,5...2 л.с.) или в лучшем случае ЗиД50 (2.5 л.с.) - а теперь у Вас в упряжке 6.3 л.с. (ординарный мотор Yamaha Jog) или даже больше, если Вам попался форсированный скутер, да еще и автоматическая коробка сама поддерживает наилучший режим его работы - в общем, машинка прет, как зверь. 

Двигатель послушно откликается на малейший поворот ручки газа, а обороты двигателя растут с непривычки так стремительно, что порой это просто пугает. Привычка "дрочить газом" двигатель на светофоре и при троганьи с места должна отмереть сразу как древний и ненужный атавизм, потому что двигатель начинает уверенно тянуть уже с трех тысяч оборотов, автоматическое центробежное сцепление обеспечит все необходимое для мощного старта с места, а холостой ход, что характерно, при нормально отрегулированном карбюраторе держится всегда. 

Коль скоро мы коснулись троганья с места, вспомним о сцеплении - и сразу о нем забудем, поскольку оно теперь автоматическое. Оно предсказуемо на 100%, но вкупе с мощным двигателем приноровиться к нему все-таки надо - а то, крутнув по старой привычке с места ручку газа до упора, можно и на спине полежать под вздыбившимся механическим коньком-горбунком. Особенно часто это бывает, когда на задний багажник посажен пассажир или положено дофига груза, или при трогании в горку. 

Тронулись, поехали - мотор по звуку набрал свои 6500-7000 оборотов, рука "Верховиниста" совершает конвульсивные движения, пытаясь переключить передачу - ан нет, нафиг это не надо, скорость продолжает расти и расти без всяких, казалось бы, причин - это работает бесступенчатая коробка передач - вариатор. Суть вариатора в том, что он позволяет мотору быстро выйти на обороты пика мощности (эти самые 6500-7000) и держит его там, меняя передаточное отношение трансмиссии по мере разгона скутера. Поэтому скутер разгоняется и разгоняется и разгоняется - да еще и как быстро! А по звуку мотора нифига не понятно - на 40 мы едем или уже на 65. 

И вот, тронувшись и проехав какое-то расстояние, решаем остановиться. Рука тянется к тормозу, но - стоп! Следует раз и навсегда забыть пагубную привычку, выработанную советской техникой - тормозить только задним тормозом. На иномарках тормозить надо только обеими тормозами сразу или даже только передним. При торможении только задним тормозом скутер может запросто положить на бок, да так, что пока сообразишь, будет уже поздно. Дело в том, что у иномарок совершенно другая развесовка по осям, а передний тормоз при сильном замедлении гораздо эффективней заднего, который, в свою очередь, по определению тормозит лучше и резче совкового при одинаковом приложении силы к ручке тормоза. Привыкнуть же тормозить по-человечески, двумя тормозами, нетрудно, и, в отличии от советских мопедов, скутер не теряет устойчивости при такой схеме торможения. При торможении же только передом задница, обладая некоторой инерцией, может начать обгонять передок, что на практике называется неуправляемый занос. Или того хуже - из-за короткой базы скутера можно запросто сыграть сальто-морталле через руль. Подробнее об этом - в статье "Вождение скутера". 

Управляемость... Поездив даже немного на японском скутере, начинает казаться, что он способен на все. Это таит в себе скрытую опасность - можно просто переоценить возможности скутера или свои. Как правило, нормальный современный скутер только кажется с виду коньком-горбунком - на самом деле он много сильнее своего хозяина, и к нему надо привыкнуть. Часто это занимает не один сезон активной езды. 

Тем не менее привыкнув, можно будет наслаждаться тем, как уверенно и с каким огромным наклоном скутер проходит повороты, как держит дорогу и как круто тормозит. Можно сколько угодно рисовать графики, писать уравнения с площадью пятна контакта, центра тяжести и доказывать, что теоретически у советских мопедов управляемость лучше, чем у среднего японского скутера - это не так. Любой скутер управляется на порядок круче, чем советский мопед, обутый в самую разотличную резину - но управляется иначе. Этому способствует масса причин, главная из которых - хорошее качество сборки, грамотная, хорошо продуманная и просчитанная конструкция, высококачественные комплектующие, а главное - любовь тех людей, которые эти аппараты конструируют и производят, к своим детищам. Еще то, что они на этих скутерах ездят сами и постоянно эту технику совершенствуют, начиная от полезных мелочей до целиком конструкций. 

Однако помните, что маленькие (но широкие) 10-дюймовые колесики Вашего нового друга ведут себя на дороге совсем иначе, чем 16-18-дюймовые колеса мопедов. Их гироскопический стабилизирующий момент намного меньше, и приложен он в более низкой точке - к тому же еще и база (расстояние между точками контакта колес с дорогой) у скутера короче - потому скутер гораздо более верток и требует отточенной рефлекторной реакции на руле, парирующей возмущения от ухабов и наклонов шоссе. Вообще для развития этой реакции полезно поездить восьмерками на минимальной скорости по траве - она достаточно скользкая, чтобы дать Вам почувствовать легкость срыва колес в скольжение, и достаточно мягкая, чтобы уберечь Вашего друга от глубоких царапин при падении. 

Не стоит забывать и про резину. Если Вы хотите ездить быстро и рискованно, Вам придется покупать новую каждый сезон-два, потому что резина для скутеров (и вообще иномарок), как правило, гораздо мягче, чем советская, на которой вполне могли ездить и Ваши родители - а потом передавать ее Вам в наследство, поскольку она еще обладает какими-то остатками рисунка. Пользуясь скутером, Вы все равно будете стараться использовать его на полную катушку, а катушка эта на лысоватой резине крайне небезопасна. 

Можно сказать и о следующем факторе. Купив скутер, Вы, конечно, скажете (родителям), что поначалу будете ездить небыстро. Так не будет - поверьте мне. Сначала Вы догоните одну машинку, потом другую, потом еще парочку и будете удивляться тому, с какой легкостью это удается, но тем не менее... Смотрите, пожалуйста, на спидометр, поскольку может так случиться, что, привыкнув к совковым мопедам и тому, что как у них не крути ручку - они дымят-пердят и выше 50 не едут, Вы уже развили какую-нибудь достойную скорость (даже обычные нефорсированные Yamaha Jog развивают скорость до 75 км/ч - притом по звуку мотора это нифига не чувствуется, вариатор ведь, мотор крутит и крутит свои 6500-7000 оборотов, а скорость растет), а тормозить и управлять на такой скорости еще не привыкли. Поэтому поглядывайте почаще на спидометр: это весьма полезный в Вашей ситуации прибор. 

Еще один момент. Вот Вы едете, вошли в крутой поворот и... сбросили газ. Вас непременно выкинет с дороги, а все потому, что Вы стали ездить быстрее, на мопедских скоростях Вы, может, про это и не знали, а совковая привычка делать что попало когда попало у Вас еще осталась. Будьте осторожней - повороты на скорости лучше проходить внатяг, осторожно придерживая газ, или, если уж испугались - сбросьте газ ДО ПОВОРОТА, чтобы сцепление успело отсоединить двигатель, так как одна из отрицательных особеностей комбинации "вариатор-центробежное сцепление" - это то, что при резком сбросе газа сцепление не сразу отсоединяет мотор от колеса, и происходит резкое торможение двигателем. Вообще говоря, техника прохождения поворотов на скутере антирефлекторна - когда Вы чувствуете, что положили его в поворот слишком круто, Вы инстинктивно сбрасываете газ и пытаетесь сдвинуть тело наружу поворота - и делаете этим только хуже, так как скутер еще более заваливается и от уменьшения центробежной силы (при сбросе скорости), и от сдвига центра тяжести. Правильный гонщик вместо этого добавляет в повороте газ и сдвигается внутрь поворота - ближе к дороге, выпрямляя этим самым аппарат и удерживая его от неуправляемого соскальзывания. 

Еще, согласно правилам дорожного движения, неоходимо ездить ВСЕГДА с включенным ближним светом. Это тоже очень важно, потому что движетесь Вы быстро, а Вас на маленьком скутере могут и не заметить. Поэтому глупо экономить на лампочках, когда Вас могут непредумышленно куда-нибудь задвинуть. 

Короче, любите свой скутер, и он ответит Вам тем же. Успехов на дорогах. 




Категория: Разное | Добавил: Vadim3290 (20.05.2009, 22:32)
Просмотров: 1183 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.7/3
Комментарии
0   Спам
2 betweenjKe   (17.04.2010 19:00)
мне понравилась статья smile
0   Спам
1 Вячеслав   (29.07.2009 18:49)
Спасибо! Интересная статья.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright Suzuki Sepia Clan © 2016
Rambler's Top100
Design by metallica2000